Victor J. Papanek

Victor J. Papanek

Американский промышленный дизайнер, антрополог, философ и теоретик дизайна. Наибольшую известность Папанеку принесла книга «Дизайн для реального мира» (англ. Design for the Real World).

Виктор Папанек (1927—1999) был одним из тех, кто впервые посмотрел на дизайн как на возможность облегчить и улучшить жизнь людей, а не как на забаву богатых.

Родился в Вене, его фамилия имеет чешские корни. В начале 1930 годов, когда Австрию присоединили к фашистской Германии, родители Папанека эмигрировали в Англию. Начальное образование Папанек получил в английской школе, а вот когда ему исполнилось пятнадцать, семья Папанеков переехала в США.

В Америке Папанек начал обучаться профессии архитектора в одном из старейших нью-йоркских колледжей «Купер Юнион», который был по-своему уникальным учебным заведением. Именно в «Купер Юнион» выступали многие американские президенты – от Авраама Линкольна и генерала Гранта до Теодора Рузвельта. В его стенах была впервые сформулирована идея создания всемирной организации Красного Креста. Не удивительно, что уже в ранний студенческий период у Папанека начал вырабатываться свой проектно-гуманитарный взгляд на окружающий мир как на многомерную систему жизни.

Учился Папанек до тридцати с лишним лет. После окончания колледжа в 1950 году он получил звание бакалавра гуманитарных наук. После поступил в американскую научную мекку – в Массачусетский технологический институт и стал там магистром наук по специальности «дизайн». И опять продолжал учиться, посещая Институт общей семантики в Чикаго, где проводили сравнительное изучение значений слов в различных языках мира.

Погружение в семантику языка не было для Папанека праздной прихотью. Для него важно было найти способы освобождения от многочисленных наслоений, которые встречаются не только в языке, но и в мире предметных форм. Ему всегда хотелось дойти до первосмыслов отношений человека, природы и вещи.

Разносторонняя образованность Папанека, позволившая ему сформировать собственный широкий и многоаспектный взгляд на дизайнерские проблемы, сделала из него уникального специалиста, которого приглашали многие фирмы и тем более многие учебные заведения Америки и Европы для чтения авторских курсов и проведения семинарских занятий.


Зона отдыха

Свои первые две книги – учебные пособия для студентов по дисциплине «инженерный дизайн» – Папанек выпустил в 1961 году. Но вскоре, под влиянием своих коллег, с которыми Папаньку посчастливилось работать в Университете Северной Каролины, архитекторов, изобретателей, инженеров - Ричарда Бакминстера Фуллера и Льюиса Мамфорд, в его взглядах произошли заметные перемены.


Радиоприемник

Как изобретатель Фуллер отстаивал идеи синэктики – дисциплины, посвященной теории самоорганизации систем любой сложности и равноправного включения гуманитарных и естественно-научных дисциплин в процесс проектирования. Мамфорда волновали проблемы влияния технического окружения на человека, поскольку в непрерывном развитии техники он видел прямую угрозу сохранению его естественно-природной сущности.

Радиоприемник

Влияние Фуллера и Мамфорда укрепило желание Папанека искать нетрадиционные, предельно простые дизайнерские решения, обнажающие требования самых реальных жизненных ситуаций и возможностей. Именно тогда и возникла идея учебного задания спроектировать для людей, живущих в самых забытых уголках планеты, простейший радиоприемник, устроенный в консервной банке. Впоследствии он стал таким же символом мирового искусства XX века, как «Черный квадрат» Казимиpa Малевича, «Фонтан» Марселя Дюшана или «Мэрилин Монро» Энди Уорхола.

Именно этот радиоприемник и стал визитной карточкой Папанька. Его использовали во всех странах третьего мира, а сам изобретатель благодаря этой новинке получил прозвище «Дизайнер мусорного бачка».

Виктор Папанек знал и понимал, что нужно простым людям, не живущим в роскоши и не имеющим «избыточных» средств. Его главной движущей силой всегда было искреннее желание помочь всем, кто в этой помощи нуждался.

Он участвовал в разработке устройств, предназначенных для использования инвалидами, пожилыми людьми, детьми. Виктор Папанек будто всегда доказывал, что нет предела совершенству, всегда есть, что улучшить.


Простой, удобный стул, собираемый и разбираемый за 30 секунд.

В своём стремлении сделать «дизайн для всех» он вступил в конфликт с главенствующим, как в XX веке, так и в наши дни, подходом к дизайну: вычурному, броскому и внутренне пустому, это был, по его словам: «дизайн ради манипуляции моментальным визуальным возбуждением». В свою очередь, он проектировал простые, дешёвые, подчас доступные для изготовления своими руками вещи, которые закономерно обретали широкую популярность по всему земному шару.


Возврат к списку


Наверх

Быстрый заказ

Заполните все поля формы!
Спасибо за вашу заявку. Наш менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время
Не правильный код
Нажимая на кнопку, я принимаю условия пользовательского соглашения
Название:
Бренд:

Защита от автоматического заполнения
 
Введите символы с картинки*

* - обязательные поля

Защита от автоматического заполнения
 
Введите символы с картинки*

* - обязательные поля