Виктор Папанек (1927—1999) был одним из тех, кто впервые посмотрел на дизайн как на возможность облегчить и улучшить жизнь людей, а не как на забаву богатых.
Родился в Вене, его фамилия имеет чешские корни. В начале 1930 годов, когда Австрию присоединили к фашистской Германии, родители Папанека эмигрировали в Англию. Начальное образование Папанек получил в английской школе, а вот когда ему исполнилось пятнадцать, семья Папанеков переехала в США.
В Америке Папанек начал обучаться профессии архитектора в одном из старейших нью-йоркских колледжей «Купер Юнион», который был по-своему уникальным учебным заведением. Именно в «Купер Юнион» выступали многие американские президенты – от Авраама Линкольна и генерала Гранта до Теодора Рузвельта. В его стенах была впервые сформулирована идея создания всемирной организации Красного Креста. Не удивительно, что уже в ранний студенческий период у Папанека начал вырабатываться свой проектно-гуманитарный взгляд на окружающий мир как на многомерную систему жизни.
Учился Папанек до тридцати с лишним лет. После окончания колледжа в 1950 году он получил звание бакалавра гуманитарных наук. После поступил в американскую научную мекку – в Массачусетский технологический институт и стал там магистром наук по специальности «дизайн». И опять продолжал учиться, посещая Институт общей семантики в Чикаго, где проводили сравнительное изучение значений слов в различных языках мира.
Погружение в семантику языка не было для Папанека праздной прихотью. Для него важно было найти способы освобождения от многочисленных наслоений, которые встречаются не только в языке, но и в мире предметных форм. Ему всегда хотелось дойти до первосмыслов отношений человека, природы и вещи.
Разносторонняя образованность Папанека, позволившая ему сформировать собственный широкий и многоаспектный взгляд на дизайнерские проблемы, сделала из него уникального специалиста, которого приглашали многие фирмы и тем более многие учебные заведения Америки и Европы для чтения авторских курсов и проведения семинарских занятий.
Зона отдыха
Свои первые две книги – учебные пособия для студентов по дисциплине «инженерный дизайн» – Папанек выпустил в 1961 году. Но вскоре, под влиянием своих коллег, с которыми Папаньку посчастливилось работать в Университете Северной Каролины, архитекторов, изобретателей, инженеров - Ричарда Бакминстера Фуллера и Льюиса Мамфорд, в его взглядах произошли заметные перемены.
Радиоприемник
Как изобретатель Фуллер отстаивал идеи синэктики – дисциплины, посвященной теории самоорганизации систем любой сложности и равноправного включения гуманитарных и естественно-научных дисциплин в процесс проектирования. Мамфорда волновали проблемы влияния технического окружения на человека, поскольку в непрерывном развитии техники он видел прямую угрозу сохранению его естественно-природной сущности.
РадиоприемникВлияние Фуллера и Мамфорда укрепило желание Папанека искать нетрадиционные, предельно простые дизайнерские решения, обнажающие требования самых реальных жизненных ситуаций и возможностей. Именно тогда и возникла идея учебного задания спроектировать для людей, живущих в самых забытых уголках планеты, простейший радиоприемник, устроенный в консервной банке. Впоследствии он стал таким же символом мирового искусства XX века, как «Черный квадрат» Казимиpa Малевича, «Фонтан» Марселя Дюшана или «Мэрилин Монро» Энди Уорхола.
Именно этот радиоприемник и стал визитной карточкой Папанька. Его использовали во всех странах третьего мира, а сам изобретатель благодаря этой новинке получил прозвище «Дизайнер мусорного бачка».
Виктор Папанек знал и понимал, что нужно простым людям, не живущим в роскоши и не имеющим «избыточных» средств. Его главной движущей силой всегда было искреннее желание помочь всем, кто в этой помощи нуждался.
Он участвовал в разработке устройств, предназначенных для использования инвалидами, пожилыми людьми, детьми. Виктор Папанек будто всегда доказывал, что нет предела совершенству, всегда есть, что улучшить.
Простой, удобный стул, собираемый и разбираемый за 30 секунд.
В своём стремлении сделать «дизайн для всех» он вступил в конфликт с главенствующим, как в XX веке, так и в наши дни, подходом к дизайну: вычурному, броскому и внутренне пустому, это был, по его словам: «дизайн ради манипуляции моментальным визуальным возбуждением». В свою очередь, он проектировал простые, дешёвые, подчас доступные для изготовления своими руками вещи, которые закономерно обретали широкую популярность по всему земному шару.